Интересные факты о «горбатом Запорожце»

ЗАЗ-965
Особое внимание на микролитражные автомобили в СССР обратили в 50-х годах. К подобной разработке приступил Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) осенью 1956 года. Новая машина получила название «Москвич-444». Именно она стала прототипом знаменитого ЗАЗ-965, который в народе прозвали «горбатым».

За основу для «Москвича-444» был взят FIAT-600, который выпускался с 1955 году. Впрочем, с модели не стали снимать лекала. Были использованы только концептуальные принципы конструкции кузова, трансмиссии, рулевого управления, независимой пружинной подвески задних колес и передней подвески на единственной поперечной рессоре.

Стоит отметить, что для выбора прототипа были приобретены Citroen 2CV, Renault 4CY, Goggomobil 600 и 700, FIAT 500 и 600, Lloyd 400 и LP600, BMW 600 и другие модели. Только после проведения их всесторонних испытаний конструкторы оставили FIAT-600.

Первый опытный образец «Москвича-444» построили в октябре 1957 года. На нем стоял мотоциклетный 2-цилиндровый оппозитный мотор МД-65 с воздушным охлаждением – другого не было. Он не годился для автомобиля, как показали испытания: малая мощность (17,5 л.с.), шумный и недолговечный. Собственный двигатель на МЗМА только разрабатывали, поэтому временно ограничились агрегатом БМВ-600.

В апреле 1959 года всю работу над моделью передали на Запорожский автозавод, который был перепрофилирован из комбайнового завода «Коммунар». К тому времени активно шла работа над 4-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения. Для «Запорожца» выбрали V-образный мотор, который оказался более приспособленным к обслуживанию, чем оппозитные варианты.

Кузов у «Запорожца» — несущий с двумя большими дверьми, которые открывались против хода вопреки логике безопасности. Почти весь багажный отсек занимала запаска, но в целом ЗАЗ-965 был хорошо принят потребителем.

ЗАЗ-965А. Фото — ShinePhantom


Горожане быстро оценили его маневренность, экономичность, высокую прочность кузова и ремонтопригодность. Независимая подвеска всех колес обеспечивала автомобилю хорошую устойчивость и управляемость на дороге.

Своей проходимостью «горбатый» обязан гладкому днищу, небольшим свесам кузова, независимой подвеске всех колес, постоянной загрузке ведущих колес и сравнительно широкой колее.

В особо тяжелых случаях, когда автомобиль не мог самостоятельно выбраться из грязи, его экипаж при известном старании всегда мог высвободить достаточно легкую (650 кг) машину из плена.

Модель модернизировали. С ноября 1962 года начался выпуск версии ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966 мощностью 27 л.с., а с 1966 года на некоторые машины стали устанавливать двигатель МеМЗ-966А мощностью 30 л. с. с генератором переменного тока.

В разных модификациях ЗАЗ-965 выпускался до мая 1969-го. Всего с конвейера сошло более 322 тысяч экземпляров.

Автор фото вверху — Чуваев Николай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *