Езда на автомобилях с иностранной регистрацией в Украине: выгоды и последствия

В последнее время на украинских дорогах наблюдается больше автомобилей с иностранной регистрацией. Нередко они становятся участниками ДТП. В украинском парламенте под давлением общественности предпринимаются попытки законодательного урегулирования вопроса ввоза иномарок на таможенную территорию Украины, а фискалы уже приступили к борьбе со схемами нелегального импорта транспортных средств с зарубежной регистрацией. Автомобильные новости попытались разобраться, на каких законных основаниях украинцы ездят на автомобилях с иностранными номерами.

Согласно статье 380 Таможенного Кодекса Украины нерезидентам (или резидентам, состоящим на временном консульском учете в консульстве Украины за рубежом) разрешено ввозить в Украину транспортные средства личного пользования в режиме временного ввоза сроком до 1 года для нерезидентов (60 дней для резидентов на консульском учете) без растаможки (уплаты таможенных платежей), но при условии обязательной регистрации этих транспортных средств в уполномоченных органах иностранных государств, что подтверждается соответствующим документом. При возникновении форс-мажорных обстоятельств срок может быть продлен еще на 60 дней, однако владелец авто должен подтвердить факт форс-мажора документально.

Гражданам Украины (резидентам) по закону также дано право ввести из-за рубежа транспортное средство иностранной регистрации в таможенном режиме временного ввоза на срок до 1 года, однако под письменное обязательство об обратном вывозе с обязательным декларированием и уплатой предусмотренных законом импортных таможенных платежей. По истечении срока действия режима временного ввоза автомобиль должен (на выбор):

– быть вывезен за пределы таможенной территории Украины, как сказано выше;

– помещен в таможенный режим отказа в пользу государства, уничтожения или разрушения;

– оформлен для свободного обращения на таможенной территории Украины с  уплатой всех предусмотренных законодательством при импорте таможенных платежей. Здесь речь идет о полном таможенном оформлении, то есть уплате НДС + акцизного сбора + пошлины, что обходится очень дорого. Поэтому предприимчивые граждане находят лазейки в законах, придумывают хитроумные схемы, как избежать уплаты таможенных платежей (об этом ниже). Так и появились так называемые “транзитники”, “пересичники”.

Автомобилем, ввезенным в Украину с применением таможенного режима временного ввоза, разрешено пользоваться только тому лицу, которое его завезло из-за границы, либо лицам (как резидентам,так и нерезидентам), у которых есть разрешение пользователя права на временный ввоз. Нельзя раскомплектовывать автомобиль, использовать его с предпринимательскими целями, передавать в распоряжение или владение другим лицам.

По закону транспортные средства, которые ввозятся гражданами Украины на территорию своей страны, должны быть зарегистрированы в сервисном центре МВД в течение 10 дней с момента пересечения государственной границы. При регистрации владельцу выдают украинский номерной знак и техпаспорт.

Таможенный режим транзита  стал той лазейкой для граждан, не желающих нести большие расходы за таможенное оформление. Он предполагает ввоз автотранспортного средства в Украину на срок 5-10 дней, по истечении которого машина должна покинуть территорию страны. Этот способ очень полюбился жителям украинского приграничья, которые пересекают границу (оттого  и названы “пересичниками”) каждые 5-10 дней. Это именно те наши сограждане, которые нередко создают длинные очереди на границе.

Хотим предостеречь наших читателей: не ведитесь на объявления в Сети, предлагающие купить задешево иномарку с полностью оформленными документами, которые якобы дают возможность ездить на авто с иностранными номерами без проблем и уплаты таможенных платежей. ЭТО ПРОТИВОЗАКОННО, и последствия могут быть как административные (штрафы), так и уголовные.

Теперь вкратце о нелегальных схемах, которые используют предприимчивые украинцы.

 

1.“Сотрудник”. Отработанная, известная схема, опирающаяся на условия Стамбульской конвенции, согласно которым транспортные средства коммерческого назначения можно ввозить на территорию другого государства на срок до 1 года без уплаты таможенных платежей. На деле схема работает так: покупатель в Интернете находит предложение о продаже авто или услугах по его доставке без растаможки со всеми документами для легального перемещения на нем по Украине. Посредник берется подобрать подходящую машину на европейских сайтах и доставить покупателю. Чаще всего машины ввозят из Литвы. Покупатель платит за автомобиль и посреднические услуги, посредник приобретает транспортное средство за границей, регистрирует его как коммерческий транспорт на юридическое лицо (некую местную компанию), оформляет страховку на месяц, и завозит авто в Украину в таможенном режиме временного ввоза. Затем на границе передает покупателю с пакетом документов, а позже снимает авто с учета в стране его регистрации.

При легальном импорте водитель коммерческого автомобиля должен иметь при себе путевой лист, служебное удостоверение, договор подряда  и другие документы, сопутствующие коммерческой сделке. При описываемой схеме тот пакет документов, который посредник передает покупателю вместе с машиной, не  имеет никакой юридической ценности и в сущности фикция. Как только автомобиль снят с регистрации в Литве или другой стране, где он был зарегистрирован – в Украине он приобретает нелегальный статус.  

Кроме того, все транспортные средства с иностранными номерами должны, находясь на территории Украины, проходить технический осмотр для подтверждения их актуального состояния. И если сроки техосмотра нарушаются, машину автоматически снимают с учета в стране регистрации. Это делает ее пребывание в Украине незаконным, в странах ЕС запрещается ездить на ней.  

Если страховая компания не получает подтверждение о продлении полиса обязательного страхования в стране регистрации, она подает данные о снятии автомобиля с учета со всеми  вытекающими последствиями.

Если зарубежная фирма,  на которую авто зарегистрировано, признается органами власти страны регистрации фиктивной, автомобиль автоматом попадает в розыск, его регистрация аннулируется, его могут задержать и конфисковать.

2.«Совладелец». Схема имеет спрос при ввозе машин из Польши, Словакии, Чешской Республики и Прибалтики. В одной из этих стран авто оформляется на гражданина Украины, или в качестве совладельца и  гаранта в госорганах регистрации выступает компания.  Далее транспортное средство импортируется в Украину его владельцем- украинцем или совладельцем-нерезидентом, или нанятым нерезидентом таким же способом, что уже описан (схема “Сотрудник”). Последствия  могут быть удручающими.

Если инофирма-гарант решит отказаться от своих обязательств, автомобиль автоматически снимается с учета органами страны регистрации. Если у данной фирмы окажутся долги, машину могут отправить под арест или объявить в  розыск. Единственный условный “плюс” такой схемы –  в техническом паспорте человек, купивший машину, будет указан как ее владелец или совладелец. Это дает ему шанс решить все проблемы самостоятельно, без доверенности от компании, в случае, если автомобиль будет задержан.

3. «Своя фирма». От 2-х вышеописанных схем отличается тем, что подельники открывают собственную фирму за рубежом – это затратно, но нивелирует такие риски, как снятие с учета, неоплата страховки и т.п.

4. «Общак». По сути, это ввоз автомобиля по первой схеме, но на компанию из 5—6 собственников, которые делят между собой все расходы. Как правило в схеме участвуют люди, часто самостоятельно пересекающие границу и обладающие нужными документы для коммерческого использования автомобиля.

5. Одна из свежих, не так давно появившихся схем – «Болгарка». Нанимают нерезидента для ввоза, на машину цепляют клоны с болгарских номерных знаков, но украинского формата (похожи на номера Одесской, Черниговской, Черкасской, Херсонской областей). Рассчитано на то, что авто с украинскими номерами не привлечет внимание полиции.

С начала боевых действий в Украине появилась схема ввоза нерастаможенных автомобилей  для “нужд армии” c “непробиваемыми” армейскими номерами. Печально, что под благие цели маскируется жажда наживы. Предложения подобного рода можно встретить в Интернете. Но это уголовно наказуемые действия, люди должны это понимать.

6. Относительно законной можно считать схему «Второй паспорт» – для украинцев, имеющих паспорт другого государства (Канады, Болгарии, США и др.). По иностранному паспорту авто ввозят в Украину, по истечении 1 года вывозят и снова ввозят на таможенную территорию Украины.

Государственная фискальная служба заявляет о намерении бороться с автовладельцами-нарушителями таможенного режима. Законодательством предусмотрена система штрафов. Готовятся списки всех автомобилей, попавших  в Украину в режиме временного ввоза, начиная с 1 января 2007 года. Нарушивших сроки действия таможенного режима на более чем 48 часов начали объявлять в розыск.

Для выявления автомобилей с иностранной регистрацией налоговики даже заявляют о готовности  (пока только на словах) патрулировать улицы вместе с полицией.

Тем же, кто уже ездит на нерастаможенном автотранспорте, нужно быть готовыми к проблемам, которые гораздо реальнее, чем кажутся. Есть риск конфискации машины, и уже были прецеденты. Вернуть автомобиль можно будет только после уплаты штрафов и всех таможенных сборов, а это крупная сумма! Как вариант – машину можно отдать на разборку и хотя бы частично возместить средства, потраченные на приобретение «недорогой» иномарки. Или продолжать на ней ездить по принципу  “авось пронесет”.  

Источники: Таможенный Кодекс Украины, интернет-газета “Вести”

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *